На Кавказе, как известно, проживает множество народов со своей самобытной и уникальной культурой, традициями и обычаями. Неотъемлемой частью этого цивилизационного наследия являются танцы, среди которых наибольшую известность приобрела лезгинка. Черкесы ее тоже танцуют, однако у них есть и свои собственные хореографические традиции, которые они чтут, хранят и развивают.
Следует особо отметить, что черкесские танцы, как утверждают исследователи, дошли до наших дней из глубокой древности практически без изменений. Это является одной из причин того, почему они вызывают столь высокий интерес у культурологов. Что касается хореографических особенностей, то их у черкесских танцев также немало, а при исполнении многих из них танцорам следует придерживаться определенных правил, причем порой весьма строгих.
Одним из самых часто исполняемых из них является удж. Он считается обрядовым танцем и является единственным, в котором юноши берут за руки девушек. Интересно, что при этом рукава их верхней одежды (так называемых черкесок) обязательно должны быть опущены таким образом, чтобы полностью закрывать ладони.
Удж имеет несколько разновидностей, одной из которых является «удж хаш». Появился он еще в те времена, когда черкесы были язычниками и танцевали его для того, чтобы «задобрить» бога плодородия и земледелия и обеспечить, тем самым, хороший урожай. Примерно в то же самый исторический период возник и танец «удж хурай», который обычно исполняется на различных торжествах: юбилеях, свадьбах и т.п.
Еще одним популярным среди черкесов танцем является кафа. Он также имеет глубокие исторические корни и является выражением традиций этого кавказского народа. В прошлом кафа был танцем черкеской аристократии, а танцевать позволялось, согласно местным обычаям и традициям, только представителям дворянских родов. В процессе исполнения этого кавказского танца принять в нем приглашались принять участие князь и княжна, и эту возможность они успешно использовали для того чтобы продемонстрировать свои умения.
Согласно старинной традиции, юноши в черкесских танцах вообще не имели права прикасаться к девушкам (единственным исключением из этого правила был уже упомянутый удж). За соблюдением этого правила строго следил специальный наблюдатель — «хатияко», и если оно нарушалось, то танцор мог быть изгнан, причем с большим позором.
|