Как и любые современные виды танцев
бальные танцы появились не на пустом месте и возникли не вчера.
Танцы существуют с начала времен, с начала существования человечества, они являются одним из древнейших видов искусства. Наскальные рисунки, которые относятся к 8-6 тысячелетию до н.э., содержат изображения сложных хореографических композиций ритуальных движений-танцев. Это были анимистические танцы, то есть сюжеты танцевальных движений складывались на основании наблюдений за повадками животных: образно и выразительно отображалось поведение зверей и птиц. До наших дней у североамериканских индейцев сохраняется танец бизона, у якутов - медведя, у китайцев - павлина, и т.д.
По мере развития общества развивался и танец. Постепенно он стал неотъемлемой частью всех церемоний и обрядов, сопровождавших человека на протяжении всей жизни от рождения до самой смерти. Такие ритуальные пляски способствовали объединению соплеменников, вдохновляли их на достижение общих целей. Например, прежде чем начать охоту наши предки исполняли специальные танцы, призванные не только оттачивать охотничьи навыки и приемы, но и укреплять уверенность в исходе задуманного. Как известно, уверенность - это уже половина успеха.
Свои
танцевальные традиции изначально начали формирование в различных культурах - структура, типология, содержание, ритмика. Изящные, словно перетекающие движения из одного в другое в японском и китайском танце завораживают зрителя. Нередко искусство исполнения этих танцев сравнивают с искусством начертания изящных иероглифов. Европейские танцы - это сочетание движений ансамбля и солиста, в которых рождаются целостные композиции; в основе индонезийского танца лежат четкие фиксированные па; в африканских танцах много эротического (специфических вращательных и колебательных движений бедрами); в индийских классических танцах жесты, фигуры и движения выражают чувства и настроения. Считается, что индийское танцевальное искусство является самым древним. Согласно индуизму, первосоздателем и исполнителем танцев был бог Шива, исполняя танец, он создал из всеобщего хаоса Вселенную.
Нельзя не отметить, что
танец выполнял далеко не столько развлекательные функции в обществе, сколько нес
просветительскую нагрузку. Так, в китайских танцах исполнитель посредством движений "повествовал” зрителям о мировом устройстве и двух его началах - инь (темное женское) и янь (светлое мужское). В индийских танцах демонстрировалось представление индусов о движении планет и звезд, устройстве Вселенной и т.д.
Зачастую
танцы являются орудием массового внушения, средством психологического манипулирования людьми. Самые яркие примеры таких танцев это африканские танцы и ритуальные танцы шаманов. Такие действа обычно длятся долго - часы и даже от самого захода до восхода. Ритмические рисунки этих танцев согласованы с ритмами ударных инструментов (бубнов, тамтамов, "говорящих барабанов”). Шаман задает ритм, который постепенно ускоряется и усложняется. Его движения и звуки начинают оказывать мощное воздействие на подсознание всех участников ритуала - они впадают в состояние транса, помогающее, достигать "просветления”. С таким же успехом
танцы могут использоваться как механизм массовой релаксации, способ "выпустить пар” (например, танцы воинов могут снимать излишнюю агрессию).