Кто-то однажды вывел формулу: «Первоклассные танцоры танцуют хорошо, потому что танцуют». К этому можно только добавить лишь слово «много». Много танцуют, репетируют и, самое главное, постоянно учатся: у партнера, у соперника, у тех, кто готов учить и делиться накопленным опытом. Если почитать интервью спортсменов высшей категории, то создается ощущение, что они только и делают, что тренируются, планируют, что-то подправляют в танце, улучшают и находят. Чемпион мира и Европы по латиноамериканским танцам среди профессионалов WDC
Михаль Малитовски считает: «Если у вас нет… ощущения самосовершенствования, если вы не воспринимаете информацию и не понимаете, что с ней делать, не учите себя сами во время тренировок – тогда у вас ничего не получится».
Постоянный тренер Михаля и его партнерши Джоанны Люнис – Руд Вермей, настоящая легенда преподавания танца. И для многих танцоров высокого класса участие в семинаре с ним – лучший стимул взять авиабилет и отправиться в другую страну. Профессионалы говорят, что только опытный взгляд со стороны помогает найти новый стиль, неожиданный ракурс танца, новый рисунок. Именно поэтому танцоры высокого класса часто летают по миру от одного тренера к другому. Авиабилеты становятся для них рядовой покупкой. От чемпионов ждут всегда чего-то большего, чем просто красивое выступление. И их главные противники – они сами на паркете, но одно выступление назад. При этом одни танцоры постоянно в поиске «своего» тренера, особенно когда учатся или хотят что-то радикально изменить, другие придерживаются того, что эффективное сотрудничество учителя и пары может быть только длительным.
Четырнадцатикратный Чемпион Мира Донни Бернс обрел свою знаменитую партнершу Гейнор Фейервезер благодаря своему тренеру Сэмми Стопфорду, который занимался с ними в Манчестере. Но в какой-то момент пара берет билет и отправляется в Лондон к Уолтеру Лэрду, большому специалисту по технике танца, который как раз техники от них и не требовал. Но смог дать им такое, что их по-настоящему вдохновило и сделало почти непобедимой парой. После начала тренерской карьеры, Стопфорд воспитал самых блистательных танцоров: Пол Киллик и Ханна Картуннен; Алан Торнсберг и Кармен Винчелли; Славик Крикливый и Карина Смирнофф; Дмитрий Тимохин и Анна Безикова, Сергей Рюпин и Елена Хворова, Сергей Сурков и Агнешка Мельницка, Ганс Гальке и Бьянка Шрайбер.
Агнешка Мельницка рассказывает, как тренер позаимствовал для их пары с Сергеем Сурковым элементы театральной стилистики. А Алена Головащенко признательна своему учителю Святославу Влоху за то, что он увлек танцем, заставил влюбиться в него, что стало отправной точкой для дальнейшего развития.
А уже на высшем спортивном – чемпионском – уровне работают другие учителя. Поклонники бальных танцев часто смеются – лучшие пары переезжают от тренера к тренеру, круг которых ограничен и почти все мировые чемпионы проходят через одни и те же руки: Эспена Салберга, Ричарда Портера, Донни Бернса, Руда Вермея, Ширли Баллас и т.п.