Традиционная шотландская музыка очень разнообразна в своих формах. Однако современные танцоры более всего знакомы со следующими тремя:
рил (Reel),
джига (Jig) и
страспей (Strathspey).
Джигой называют мелодию с музыкальным размером 6/8, например:
или другие похожие комбинации.
Темп современной шотландской джиги приблизительно =112. Общее время джиги 8×32 составляет около 4.20 мин (или 4.32 мин). За один музыкальный такт исполняется 1 скип чендж, "Skip change of step", 2 слип степа, "Slip step" или1 падебаск, "Pas de basque".
Рилом называют музыкальный ритм имеющий, как правило, размер 4/4, в некоторых случаях 2/4. К примеру:
Рил схож с джигой, его танцуют примерно =112. В таком темпе танец 8×32 займет приблизительно 4 мин и 30 сек. За один такт музыки танцуют 1 "скип чендж" , 1 "падебаск" или 2 "слип степа".
Музыкальный размер
страспея и рила одинаковый. Но при этом он отличается очень медленным исполнением. Подобная мелодия характеризуется объединением ритмов.
- эта комбинация называется "Scotch snap”.
Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев приняло темп страспея =62 или =124. Это немного меньше, чем 62 сек на 32 такта. При данной скорости танец 8×32 такта займет приблизительно 8 мин и 15 сек. За один музыкальный такт исполняется 1 страспейный шаг.
Страспей - это уникальный музыкальный жанр. К нему по праву относятся как к изобретению шотландской инструментальной музыки. О происхождении этого жанра и традиционного шотландского танца может рассказать, наверное, только лишь его название. Как и в любой другой форме искусства, невозможно определить дату его возникновения. Страспей появился изначально, как музыкальное сопровождение шотландского рила. Ранее второй половины 18 столетия коллекции страспеев и рилов не публиковались. В то время, такие мелодии, как "The Reel of Tulloch” и "Tullochgorum” давно уже считали старыми. Изначально страспей и рил исполнялись на волынке, и Pipe Strathspey намного лучше сохранил свою фиксированную форму и рамки. Шотландская танцевальная музыка имеет в своем репертуаре такие формы, как lament, march, hornpipe, rant, pastoral, polka, schottische, slow strathspey, slow air, Scots Measure и song air.
Несмотря на то, что каждая из этих музыкальных форм имеет свою характеристику и индивидуальный образ, они прекрасно подходят для исполнения всех форм шотландской музыки: и рилов, и джиг, и страспеев. Кроме того, они используются в некоторых сольных танцах и в танцах кейли.
Мелодию в шотландских бальных танцах выстраивают по-особенному.
Если под мелодию исполняют кантри-танец, она, как правило, будет состоять из нескольких частей. Танец может быть рассчитан, например, на 8 проходов в каждом по 32 такта. В таком случае и мелодию делят на 8 частей по 32 такта. Первый и последний проход исполняют под "родную” мелодию, написанную специально для танца, который исполняется. Как правило, ее название совпадает с названием этого танца. Части, оставшиеся в середине, заполняют другими танцевальными мелодиями, которые подходят по тональности, размеру и настроению. Другими словами, если мелодия для танца называется "Wild Geese” - это означает, что "Wild Geese” – это всего лишь первые 32 и последние 32 такта танца.