Музыка в огромной мере создает общее впечатление от танца. Хорошим танец будет только при условии хорошо исполненной музыки. Кроме того музыкальный ритм должен быть четкий, выраженный, темп правильным для исполнения шагов. Все музыкальные фразы должны быть ясно разделены. Кстати сказать, шотландскую танцевальную музыку достаточно трудно хорошо исполнять. Нужно немало практиковаться, чтобы уровень исполнения действительно задавал настроение танцорам. В Шотландских танцах музыка и танец - это одно целое, и составляющие одно происходящее действие, они должны гармонично дополнять друг друга. Поэтому очень важно, чтоб музыканты, которые исполняют музыку для танцоров, хорошо знали и танцы, и шаги, и фигуры. Только в этом случае они смогут ощущать характер движений танцоров и сумеют придать музыке нужный импульс.
Выбирая темп музыки, следует обращать внимание на следующие детали. Во-первых, танцоры-новички будут двигаться более медленно. Те, кто поопытней скорей всего отдадут предпочтение быстрому темпу. Также дети, как правило, быстрее двигаются. И, в некоторых случаях, скользкий пол может заставить обратить внимание на темп музыки. Все различия хоть и составляют большую разницу для танцоров, на самом деле нуждаются только в маленькой корректировке скорости метронома. Этот вопрос, как правило, относится к живости музыки. Танцору всегда нужно достаточно времени, чтобы обдумывать танцевальные фигуры, и как оптимально использовать все музыкальные такты в каждой из этих фигур. У танцора должно быть время, и чтобы исполнять движения ногами, и грациозно подать даме или кавалеру руку. Танец, это когда двигаешься непринужденно, а не мчишься не вовремя к своему месту, портя общий вид танца и лишая танца - элегантности, а исполнителей - удовольствия.
Некоторые музыканты предпочитают исполнять музыку в быстром темпе. Однако от этого музыка не всегда становится яркой и выразительной. На самом деле, чрезмерно быстрый темп может привести только к тому, что танцоры потеряют контроль, ритм и аккуратность движений, лишатся легкости и баланса. Но с другой стороны, от слишком медленной музыки танец станет скучный, безжизненный, танцоры станут двигаться тяжело и замучено, а веселье и энергия танца и музыки и вовсе потеряется. Это очень важно отметить, чтобы музыка, даже в самом замедленном темпе звучала непринужденно и легко. Основная рекомендация - музыку надо играть ровно. И тогда даже медленный и размеренный танец обретёт свое звучание.
Несмотря на все эти нюансы, современные музыканты исполняют музыку прекрасно и превосходно знают нужды танцоров. Как музыканты, так и танцоры должны одинаково стараться сохранять традиционное шотландское настроение как в танце, так и в музыке.
Справиться с этой задачей танцорам помогает «Phrasing». Это такое распределение шагов музыкальной фразы, чтобы все фигуры фразы начинались и заканчивались вместе с музыкой. Считается правильным, если одна фраза плавно перетекает в другую, одно движение - в следующее. И идеальнее всего мелодия и танец сочетаются при условии совпадения движений с естественным разделением мелодии на музыкальные фразы. Танцорам, слушая музыку, необходимо использовать ее полностью: как музыкант проигрывает каждую нотку каждой фразы, в свою очередь и танцор должен "протанцевать" каждый такт. Танцору недопустимо прийти на своё место раньше или позже. Это попросту нарушит связь между всеми фигурами.
Сегодня мы во всем мире наблюдаем все более возрастающий интерес к традиционной музыке Шотландии. Появляются все новые и новые музыкальные группы. Каждая из них по-своему использует культурное наследие шотландской танцевальной музыки, отчего она начинает звучать абсолютно по другому, по новому.
|