К началу 19 столетия в Шотландии можно было встретить два вида волынок - Хайленд (Highland Bagpipe) и Лоуленд (Border Bagpipe). Второй вид волынок перестал быть востребованным, из-за возросшей популярности скрипки, но в высокогорье, в Хайленд умение играть на волынке становилось все утонченнее. Волынку и теперь используют, как сопровождение сольного шотландского танца – Хайланд, в
шотландских бальных танцах, в армии и даже на официальных общественных мероприятиях.
Эра великих скрипачей сделала скрипку основным инструментом, который использовали как музыкальное сопровождение танцев, иногда сольно, а иногда, для создания линии баса и четкого ритма, в дуэте с виолончелью, или играли вместе две скрипки. Позже могли создаваться группы, которые включали в себя, к примеру, деревянную флейту рекордер, фагот, гобой, скрипку, клавесин, виолончель. Классическая музыка нередко публиковалась в более простых вариантах для фортепиано для большого количества музыкантов-любителей. Большую часть скрипичных сборников публиковали для баса и немецкой флейты, эти версии зачастую исполняли на фортепиано.
В 20 столетии свое привычное место в шотландской музыке скрипка уступила аккордеону. Аккордеон, как дополнение к главной мелодии, заменяя одинокий голос скрипки, отлично подходил как сольное исполнение и также зачастую встречался в ансамблях. Типичная современная группа, аккомпанирующая шотландским бальным танцам, может включать в себя скрипку, фортепиано, аккордеон, ударные и бас.
По сравнению с прошлым веком, в сегодняшние дни ритмике и гармонии уделяют намного больше внимания. То, что музыка с использованием разнообразных инструментов стала общедоступной в виде записей по телевидению и радио, привнесло существенные изменения в способы исполнения традиционной музыки Шотландии. Кроме того немаловажную роль отыгрывает доступность музыкальных инструментов. Посетив любой музыкальный магазин можно приобрести или заказать любой из инструментов, поэтому изменение в тенденциях стремительно распространяются среди исполнителей.
Другое необычное явление шотландской танцевальной музыки двадцатого века – аккомпанемент сольного фортепьяно. Когда в 1923 году создавалось Общество Шотландских Бальных Танцев (хотя и до этого тоже), многие одаренные пианисты желали аккомпанировать для шотландских танцев. Такая тенденция продолжается и сегодня, и как результат - в любой шотландской танцевальной школе вы можете увидеть пианиста. Ведь фортепьяно - многогранный инструмент, который имеет широкий динамический диапазон, подходящий к использованию в больших помещениях, где проводят танцы. На сегодняшний день пианино уже не настолько необходимо в каждом доме. И в 21 веке мы, вероятно, сможем увидеть новые направления в музыкальном аккомпанементе для шотландских танцев.