Общее Шотландские бальные танцы различаются в зависимости от музыкального размера, под который их танцуют, это
рилы (размер 4/4, 2/2, от анг. «reel», размер), в них включаются также
хорнпайпы (размер 3/2, от анг. «Hornpipe»),
страспеи (размер 4/4, от анг. «Strathspey») и
джиги (размер 6/8, 9/8, от анг. «jig»). Чем отличаются первые два типа: довольно быстрый темп (их ещё называют «быстрые танцы»), передвижения быстрые, живые. И тот, и другой тип можно встретить также и в ирландских, бретонских и валлийских танцах. Следующий тип, страспей, совершенно уникальный и самобытный, такое имя он получил по названию долины, которая включает в себя такие города, как Баденох, Морей и Страспей.
Страспей отличается гораздо более медленным, чем в риле и джиге, темпом, степенностью и горделивостью движений, спокойствием. Не всегда страспей был таким: в отличие от джиг и рилов, которые не изменялись с течением времени, страспей вначале XX ст. был более быстрым и живы танцем, но мода и возраст тех, кто танцевал, брали свое и страспеи начали замедлять свой темп. Кроме этих типов ШБТ отдельное место занимают менуэты и вальсы.
Построения и танцоры
Шотландские Бальные Танцы как правило танцуют в сетах, определенных строениях. Обычно в сет входит три, четыре или пять пар. Бывают иногда и сеты в семь пар, но это очень редко. Сеты в своем большинстве смешанные, но могут быть и пары, где танцуют два кавалера или две дамы.
Сеты могут быть выстроены по длине (longwise set), в квадрат (square set), в треугольник (triangle set) и по периметру (round-the-room set).
В сете по длине кавалеры стоят лицом к лицу к дамам, одни напротив других. Такой тип сета является самым распространенным, как раз таки он появился вслед за
контрдансами. Кавалер стоит левым плечом к музыке, соответственно дамы - правым, по всей длине зала. Первая пара, стоящая в сете - это
топ-пара (от анг. Top couple). Она, как правило, размещена ближе всех к музыке, другие пары размещаются за нею по порядковым номерам. Длинный сет к тому же имеет
понятия "низ" и "верх": направление к паре первой - это верх, направление к последней - низ сета.
В сете по квадрату пары выстраиваются по сторонам квадрата. Пара, стоящая ближе всех к музыке является первой. После нее пары считаются по часовой стрелке по отношению к первой паре. Кавалер в парах всегда придерживает правой рукой свою партнершу, и таким образом, все пары сета определяют своё местонахождение. В этом типе сета не бывает низа или верха, сет весь равноценен. Все кадрили танцуют в этом сете и некоторые ШБТ.
В сете по треугольнику все практически, как и по квадрату, только пары размещаются по сторонам треугольника. Если сет по периметру зала, то пары стоят по кругу одна за другой. Существует три вида размещения по кругу:
- партнершу держит партнер за правую руку, и оба они размещаются лицом по танцевальной линии;
- партнер размещается спиной к центру зала, а партнерша стоит лицом к нему;
- или одна пара стоит по линии танца лицом, вторая — напротив и т. д.
В подобных сетах не бывает первой и последней пары, низа и верха, все пары равнозначны. Линию танца определяют по часовой стрелке: движение по линии танца - это движение против часовой стрелки и обратно.