Са́льса – жанр музыки, имеющий наибольшую популярность среди населения Латинской Америки и ее выходцев, имеющий множество разновидностей и стилей. Название пошло от испанского
salsa, что означает «соус», что идеально отражает ее суть, ведь до 70х годов она была поистине миксом латиноамериканских ритмов, где один перетекал в другой, создавая новый вкус. Если говорить в общем, сальсой можно назвать почти всю музыку, вышедшую с Кубы, но если обращаться к более точному определению, то сальсой зовется стиль, созданный в Нью-Йорке 60х-70х годах двадцатого столетия иммигрантами с Кубы и Пуэрто-Рико, и некоторые его модификации. Например, сальса-романтика 80х годов. Сегодня сальса пользуется популярностью во всем мире. Наиболее похож на нее латиноамериканский джаз, с которым сами определения зачастую взаимозаменяют, а музыкантов того и другого жанра сливают в одно; а так же кубинское мамбо и сон 1900х годов.
Нынешняя сальса четко ассоциируется с одноименным танцем, по причине своей нацеленности на него. А в последнее время становится все более и более популярным такое ответвление сальсы, как
тимба, опять же нашедшее отражение в танцевальном стиле первой.
Историческая справка. Все пошло с нечаянно брошенной фразы выходца с Кубы Игнасио Пинейро, сделавшего оную названием к своей песне в далеком 1928 году. «Эчале сальсита!» объявил Пинейро, не зная, что два слова стараниями народа после превратятся в короткое и емкое «сальса», а танец с таким названием приобретет популярность. Легко врезающийся в память, термин стал товарным знаком для всей музыки латиноамериканских танцев.
Но сам
танец сальса родился позже, смешав в себе все от Венесуэлы до Панамы, от стран Латинской Америки до Карибского бассейна, вновь и вновь оправдывая свое название.
А та сальса, что является более спокойной, сдержанной в плане темпа и эмоциональности, вариацией румбы, где не происходит контакта между корпусами партнеров, когда-то находилась в фаворе у белой буржуазии Латинской Америки.
Нью-Йорк сороковых годов перекроил все по-своему. Когда запад Манхэттена попал во власть латиноамериканцев, народ с южной части смиксовал сальсу с блюзом и джазом, и пустил новый жанр, который назвали «сальса-метрополитен», по миру, позволяя новинке повторить успех своей предшественницы, выводя ее в наиболее популярные латиноамериканские танцы.
Техника.
Разновидности. Два главных варианта сальсы – «
salsa-casino», ориентированная на выступления, как стало понятно из названия, в шоу-казино на Кубе; и «
salsa-New-York», другими словами - «
сальса-метрополитен». Первая по исполнению является прогрессивным танцем, исполняемым четко по кругу, со вступлением на первый тактовый удар. Вторая – линейным, со вступлением на второй удар.
Хотя сальса в себе содержит как традиционные для многих танцев шаги, так и свои собственные, есть то, что не зависит от этого деления: статичность корпуса в основном движении при амплитуде бедер и акцентах стоп. Именно в ногах весь «изюм», поскольку за счет них создается та работа бедер, по которой и узнают сальсу.
Являясь по большому счету социальным танцем,
сальса не зациклена на технике. Ее главная задача – открыто показать эмоции между партнерами. Из-за близкого положения корпусов танцующих создается особая атмосфера игры, флирта, загадки: собравшая в себе многие разновидности латиноамериканских танцев, сальса стала калейдоскопом эмоций, и главное, что должны суметь танцоры – показать их все. И страсть, и холодный отказ, и попытку добиться партнера, и игру. Основа всего здесь – театр, маленькая жизнь, демонстрируемая парой, для каждого – особенная. Именно поэтому не будет двух одинаковых исполнений сальсы. Меняя партнера, меняя историю, меняя чувства, можно создать новый танец, не похожий на другие.