Выносливость
Еще один важный компонент хорошей техники, который может спасти даже в самых сложных ситуациях - выносливость. Выносливость состоит из собственно выносливости, а также силы и гибкости. Кроме того выносливость - такое же фундаментальное условие в овладении техникой, как и координационные навыки.
Если танцор не имеет хотя бы одного из трех аспектов выносливости, он вряд ли будет в состоянии поддерживать высокий уровень координации и техники. Он будет чувствовать усталость, которая будет наступать в результате большой потери сил. Это может привести к стрессу и разочарованию. Часто причиной низкой производительности танцоры ошибочно считают отсутствие технических навыков. Танцор часто чувствует себя не в состоянии справиться с требованиями техники. Однако в действительности, виноват не его низкий уровень техники, а уровень его выносливости, силы и гибкости. Если эти компоненты были потеряны во время соревнований, то пропадут также и все семь координационных навыков. Танцор теряет фокус, его баланс снижается, реакция становится медленнее. И конечно, он уже не в состоянии безупречно выполнять все технические требования.
Выносливость закладывает основу для того, чтобы правильно применять свои координационные навыки во время соревнований. Только тогда танцор сможет заниматься творчеством без каких-либо условных ограничений.
Только в хорошей физической форме танцор способен танцевать совершенно свободно! Элементы выносливости, которым танцоры должны специально и систематически обучаться:
1. Выносливость:• Базовая выносливость
• Средняя выносливость
• Краткосрочная выносливость
• Sprint-выносливость
2. Сила:• Силовая выносливость
• Импульсивность (Explosive power)
• Реактивная энергия (Reactive power)
• Максимальная мышечная сила
3. Гибкость• (имеется в виду применение эффективных
методов растяжки)
Каждое «тело» различно
Часто, во время технической подготовки не принимается во внимание то, что никогда не должно подвергаться сомнению: каждое «тело» имеет свои индивидуальные физические сильные и слабые стороны. Таким образом, мы настоятельно рекомендуем адаптировать нашу текущую техническую модель к конкретным способностям каждого человека.
Модельная техника Модельная техника представляет собой то, что считается идеальным в соответствии с текущим уровнем знаний. Это не индивидуализированная модель и в основе ее создания, как правило, лежат биомеханические принципы, достижения лучших спортсменов, или какие-то принципы, выделенные в процессе практического обучения.
Приспособленная техника Эта методика основана на модельной технике, но уже учитывает индивидуальную конституцию спортсмена. Наиболее ловкий танцор располагает более широким диапазоном движений в пределах параметров, установленных модельной техникой, по сравнению с его менее гибким сверстником. Было бы непродуктивно ограничивать танцора четкими правилами, поскольку он потеряет возможность выразить свою индивидуальность.
Сроки развития технических навыков
Начинающие: Большие отклонения от модельной техники
Средний уровень: Небольшие отклонения от модельной техники. Кроме того, танцор улучшает свое мастерство, отрабатывая технику, а также продолжает искать индивидуальные способы выражения.
Элита (высший уровень): Отклонения от модельной техники могут быть в пользу еще большего совершенствования приспособленной техники. Благодаря уже богатому опыту движения, танцоры «элитного уровня» в состоянии улучшать свою приспособленную технику на основе имеющейся модельной техники. Принципы модельной техники продолжают состоять в том, что танцор уже достаточно свободно овладевает навыками в соответствии со своими особенностями тела и индивидуальными талантами.
Если бы нам удавалось успешно вводить в практику бальных танцев приспособленную технику, мы бы, безусловно, видели больше индивидуальности и свободы на танцполе. Вдобавок, вот еще один аспект, над которым следует работать, и который не так-то просто реализовать:
Танцоры должны использовать свою технику, а не демонстрировать ее!
Это будет еще одним шагом на пути к технической свободе!
Свобода должна быть изучена: Еще один парадокс, с которым я сталкиваюсь в нашем виде спорта: мы ожидаем от спортсменов того, что они будут двигаться свободно, креативно, будут показывать уникальный танец, и при этом мы тратим годы, чтобы обучить их техническому мастерству со всеми сопутствующими ограничениями. И, как правило, как раз перед важными турнирами мы, учителя, замечаем, что просто показать правильную технику – это недостаточно. Затем мы требуем, чтобы наши ученики освободились от того, что уже выучили, для того чтобы стать «настоящими» танцорами и «художниками» своего тела за несколько дней. Немногие ученики способны справиться с этим заданием вот так, за момент.
Здесь наша задача выступить в качестве инструкторов. Важно, не ограничивать танцоров на пути их развития. Поэтому настоятельно рекомендую всем преподавателям моделировать свои методы преподавания таким образом, чтобы добиться этого в долгосрочной перспективе.
В своей практике я часто сталкиваюсь с таким методом обучения, как «запоминание». Инструкции поступают от тренера, а затем при идеальном раскладе передаются от ученика к ученику. Иногда при этом способе обучения тренер подробно объясняет последовательность движений, а иногда это повторение движений за тренером. Подобный метод обучения не достигает глубоких уровней сознания, едва ли используется и отрабатывается такой важный аспект, как глубокая чувствительность (глубокая чувствительность – чувствительность глубоких тканей, таких как мышц, сухожилий, к давлению, боли, движению). Сложно хорошо изучать движения только по описанию. Подражание всегда дает очень поверхностный результат.
Кроме того, большинство учеников считают, что таким методом обучения трудно передавать другим то, что выучили они. При этом способе обучения тренер обычно прилагает все усилия для преждевременного устранения возможных ошибок. Танцор, таким образом, имеет лишь небольшую возможность учиться на собственном опыте, потому что весь процесс обучения регулируется, и накопление собственного опыта сводится к минимуму.
Этот метод должен сопровождаться такими методами обучения, которые способствуют решению проблем о накоплении опыта движения. В большинстве случаев, тренер считается хорошим, если именно он решает проблемы пары. Практически все убеждены, что это самый быстрый способ добиться прогресса. К сожалению, на самом деле, это минимизирует возможность накопления опыта движения у самого ученика. Это означает, что позднее, в ходе своей подготовки, ученики столкнутся с трудностями в поиске собственных решений и применении техники в новых контекстах. Они еще не научились достигать своих целей таким образом, так как ранее все за них решал тренер. Я часто слышу жалобы от тренеров о том, что пары должны работать более самостоятельно и должны лучше понимать и выполнять главную цель тренировки. Если это и есть цель обучения, то оно должно быть разработано, учитывая этот аспект.
Тренера должны добиться того, чтобы их ученики не ожидали незамедлительных решений проблем от своего тренера. Мы имеем гораздо больше шансов на успех в долгосрочной перспективе, когда воспитание спортсменов проходит в более самостоятельном ключе, потому что быть танцором - это значит уметь притворять в жизнь свои собственные решения, идеи, концепции.
Для достижения этой цели, тренер должен взять на себя роль посредника и "руководства" в студии. Как вариант, может быть так, что тренер указывает на проблему и помогает спортсменам найти свое индивидуальное решение, основываясь на их уровне развития. Здесь важен тот факт, что ученики имеют право на эксперимент. Работа педагога заключается в создании положительной и лояльной среды обучения, в которой танцоры не стесняются быть творческими и делать открытия. В качестве посредника или "руководства", тренер при необходимости может дать совет, что позволяет ученику достичь желанной цели. Для этого метода обучения хорошо подходит работа в парах или в небольших группах. Опыт тренера в этом типе обучения заключается в предоставлении права импульса в нужное время и в правильной дозировке. Единственная трудность для тренера может состоять в том, ему нужно будет держать под контролем свое собственное нетерпение.
Важная информация: Преимущество этого метода обучения в том, что по данным исследования, самообучение проходит более эффективно. Кроме того, ученик получает ценный опыт в процессе обучения. В нашем случае, опыт движения, который он не имел бы в процессе обучения путем подражания. Таким образом, ученик все усваивает, потому что все понятно и повторяемо.
Все это может быть полезным, поэтому имеет смысл пересмотреть некоторые методы обучения и при необходимости изменить их. Если мы хотим видеть свободных и творческих танцоров, то мы должны обучать их соответствующим образом.