Повторять без повторений
Одна из теорий обучения гласит, что однообразие - это смерть прогресса. Только если импульсы широко варьируются в процессе обучения и никогда не остаются неизменными в течение длительного периода времени, то наше тело может показать значительные улучшения. На первый взгляд это утверждение кажется противоречивым, так как мы все знаем, что движения технического характера или хореографии можно освоить только путем постоянного повторения.
Кому нравится есть одну и ту же еду каждый день? Кому не хочется дождя после нескольких недель солнца? Мы созданы для разнообразия, будь то физического или умственного. Это та причина, по которой в процессе спортивных соревнований была выведена следующая формула: "повторять без повторения" в течении достаточно продолжительного времени, отрабатывая технику. Это означает, что мы должны быть четко уверенны, что наши тренировки становятся более творческими и разнообразными. Ниже я попытаюсь высказать некоторые идеи, которые могут быть использованы «как есть», или же их можно изменять и адаптировать в соответствии с вашими личными предпочтениями. Если вы хотите, чтобы ваше обучение было эффективным, нельзя сдерживать творческое начало. Мало того, не только эффективность улучшится намного быстрее, но также и мотивация будет гораздо выше, из-за большей разнообразности в каждодневных тренировках.
Важная информация: Исследования показывают, процент отсева значительно ниже, когда обучение является более разнообразным и интересным, особенно когда речь идет о детях и молодых спортсменах.
Возможные варианты для отработки базовой хореографии медленного вальса:- Танец с партнером и без него;
- Танцы с разной скоростью (улучшается способность к разграничению (differentiation skills), навыки ориентации в пространстве, навыки баланса);
- Танцы в разных ритмах;
- Применение каких-нибудь способов «сопротивления» для повышения активности мышц и тренировки глубокой чувствительности;
- Танец с закрытыми глазами. Этим так же тренируется глубокая чувственность и пространственная ориентация и баланс;
- Продолжение тренировки даже когда полностью исчерпал себя (для того, чтобы обеспечить техническое превосходство в самых сложных обстоятельствах);
- Танец с препятствиями - практики реакции и навыка к адаптации;
- Изменение направления на определенный сигнал. Здесь также вырабатывается быстрая реакция и навыки к адаптации;
- Расстановка приоритетов сделает обучение более структурированным, разнообразным и более простым для понимания. Результатом станет то, что танцор, работая в разных направлениях, будет более мотивирован, так как сам видит большую эффективность;
- Последовательная тренировка: повторение коротких танцевальных связок (например: 15/30/45/60 секунд), с чередующимися приоритетами. Это позволит повысить выносливость, автоматизм рутинных движений и навыки координации, кроме того будут задействованы технические навыки;
- Тренировки на выносливость - для того, чтобы иметь возможность следить за хореографией даже при сильной физической нагрузке;
- Практика динамических навыков;
- Практика правильного дыхания;
- Практика в способах выражения эмоций.
Если танцор следует девизу «повторять без повторения», он делает себе большую услугу. Широкая разнообразность обучения не только обеспечивает более целостное образование, но и как это было доказано - более быстрое развитие. Я глубоко убежден в том, что многие танцоры не выявляют полностью свой потенциал именно из-за монотонной и односторонней подготовки.
"Многие танцоры получат гораздо больший прогресс в развитии, если они будут следовать современным и научно проверенным способам обучения."
Обучение в соответствии с моделью «повторять без повторений» является путем дальнейшего снятия ограничения с техники, поскольку танцор будет вынужден выйти из своей зоны комфорта, в поисках нового багажа знаний. Это увеличит его «репертуар» движений и сделает его более опытным и умелым танцором.
Чему я научился? Работая с предметом техники, вникая в нее, я понял, насколько это сложное и всеобъемлющее дело. Независимо от того, касается ли это определение понятий, проблем или их решения – всегда под рукой должно быть несколько стоящих запасных идей. Мне пришло в голову, что лучше добиваться истины, имея множество разных вариантов, чтобы выделить из них несколько полезных и четких подходов. Это то, что я попытался сделать.
Более того, это заставило меня понять, перед какими трудностями стоят танцоры, тренеры и судьи каждый день.
Каким образом мы можем обучаться быстро и хорошо? Каким образом мы можем обучать эффективно, сохраняя высокую мотивацию? Каким образом нам следует судить танцы? Какое место занимают танцы в искусстве? Какова ценность техники? Каким образом изменились танцы, и есть ли еще потенциал для развития?
Я собрал огромное количество интересных идей, но осталось множество других вопросов, найти ответ на которые есть и будет увлекательной и обогащающей задачей.